(Касиотис;1848, о-в Самос - 14.08.1931, Иерусалим), Патриарх Иерусалимский (с 15 авг. 1897). Получил образование в гимназии о-ва Самос. Недолгое время был женат. Овдовев, приехал в Иерусалим и в 1873 г. принял монашество. Занимал различные посты в Иерусалимской Патриархии, в т. ч. в 1881-1887 гг. в сане архимандрита был экзархом в Грузии, в 1887-1888 гг. представителем Иерусалимского Патриархата в К-поле. В 1891 г. назначен патриаршим наместником в Вифлееме, с 1893 г. титулярный архиеп. Филадельфийский.
После смерти в февр. 1897 г. Иерусалимского патриарха Герасима II Д. был избран Местоблюстителем Патриаршего престола. Продолжавшаяся около полугода борьба вокруг кандидатуры нового патриарха завершилась избранием Д. (интронизация 15 авг. 1897). Хотя Д., нек-рое время бывший наместником Иерусалимского подворья в Таганроге, имел связи в России, он не считался сторонником рус. влияния на Востоке, и российская дипломатия поддерживала др. кандидатуру. По отзывам современников, Д. пользовался всеобщим уважением за безупречную жизнь и мягкий характер, но эта же мягкость и нерешительность не позволяли ему с должной строгостью руководить клиром и паствой.
Властные полномочия Иерусалимских патриархов были значительно ограничены Святогробским братством, к-рое в посл. трети XIX в. неоднократно добивалось низложения неугодных ему Первосвятителей. Высказывались прогнозы, что и Д. не продержится на престоле долее 5-6 лет. Первый конфликт Патриарха с Иерусалимским Синодом, в к-рый входили мн. члены Святогробского братства, произошел в 1901 г. Д. ездил в К-поль и безуспешно добивался у Высокой Порты высылки из Палестины своих противников. Тогда же с помощью К-польского Патриарха Д. пытался принять новый устав Иерусалимской Церкви, чтобы перераспределить в пользу Патриархии часть доходов Святогробского братства.
Для Иерусалимского Патриархата значительно более серьезной проблемой, чем конфликты внутри иерархии, было давнее противостояние малочисленного греч. духовенства и араб. паствы, добивавшейся большего участия в церковных делах. Национальные чувства арабов Палестины подогревал пример соседнего Антиохийского Патриархата, где в 1899 г. Главой Церкви был избран Патриарх араб. происхождения. Младотур. революция в Стамбуле в июле 1908 г. стимулировала подъем национальных движений и политической активности в араб. землях Османской империи. Патриарх Д. отнесся к революции весьма сдержанно и увещевал паству не злоупотреблять дарованной свободой.
Осенью 1908 г. в Палестине начались выступления араб. правосл. населения с требованиями уравнения в правах арабов и греков, допуска местных уроженцев на ответственные церковные посты и создания Смешанного совета из духовенства и мирян для управления делами правосл. общины. Иерусалимский Синод отклонил все эти предложения. Напряженность в арабо-греч. отношениях нарастала. Члены Синода заподозрили Патриарха в соглашательстве с арабами и 13 дек. низложили его. Местоблюстителем был избран 70-летний архиеп. Тивериадский Мелетий.
Д. отказался признать низложение и продолжал считать себя Патриархом. Арабы сразу же сделали его знаменем своей борьбы. В городах Палестины проходили бурные манифестации с требованиями вернуть Патриарха к власти. Греч. духовенство было изгнано из Яффы и Назарета. Российский консул в Иерусалиме А. Ф. Круглов также демонстративно поддерживал Д.
Тур. правительство долго колебалось, не зная, на чью сторону встать. На него оказывали давление как греч. Патриархи К-поля и Александрии, так и араб. депутаты парламента. Признание Портой Местоблюстителя Мелетия (2 янв. 1909) привело к резкому обострению обстановки в Иерусалиме, когда святогробцы оказались фактически осажденными в патриаршем мон-ре толпами араб. демонстрантов. Власти бездействовали, не решаясь силой подавлять выступления арабов.
В кон. января османское правительство направило в Палестину специальную комиссию для изучения обстановки. Под впечатлением массовых выступлений арабов комиссия 30 янв. постановила, что низложение Д. является незаконным. Синод протестовал против вмешательства комиссии во внутрицерковные дела. 7 февр. власти выслали из Палестины самых непримиримых противников Д.- секретаря Патриархии Мелетия (Метаксакиса) (впосл. Патриарх Мелетий IV К-польский) и ректора Богословской школы Хризостома (Пападопулоса) (впосл. архиеп. Элладский). 10 февр. Местоблюститель Мелетий, архиеп. Тивериадский, скончался от сердечного приступа. Его смерть и непрекращающиеся демонстрации арабов деморализовали Святогробское братство. 16 февр. под давлением османского губернатора Иерусалима Синод обратился к Д. с просьбой о прощении и примирении. К-польский и Александрийский Патриархи некоторое время отказывались признавать возвращение Д. на престол и примирились с ним только летом 1909 г.
К осени того же года греко-араб. противостояние снова достигло критического уровня, арабы выдвигали все более серьезные требования. Конфликт был передан на рассмотрение правительственной комиссии, к-рая в мае 1910 г. приняла решение о создании Смешанного совета из 6 клириков и 6 мирян под председательством Патриарха для управления вакуфным имуществом и наблюдения за церквами и школами. Однако деятельность совета не оправдала возлагавшихся на него надежд. Обсуждение любого вопроса превращалось в препирательства духовенства и мирян, отягчавшиеся раздорами араб. делегатов. Неспособность членов совета прийти к единому мнению вынуждала османские власти выступать в роли третейского судьи и постоянно вмешиваться в его деятельность.
Тяжелейшим периодом в истории Иерусалимской Церкви стала первая мировая война 1914-1918 гг. В условиях военного времени самостоятельность религ. общин была упразднена, христиан призывали в армию, реквизиции разоряли хозяйство страны. Голод и холера унесли тысячи жизней. Осенью 1917 г. военные действия развернулись на территории Палестины; в ноябре, когда фронт приблизился к Иерусалиму, турки арестовали Д. и выслали его в Дамаск. 12 дек. 1917 г. англичане вошли в Иерусалим, а к осени 1918 г. оккупировали весь Ближ. Восток. Палестина перешла под брит. мандатное управление. Резко изменилась политическая обстановка, в к-рой должна была существовать Иерусалимская Церковь.
В отсутствие в Палестине Патриарха активизировались его противники в Иерусалимском Синоде. 6 сент. 1918 г. Д. был вторично низложен, Местоблюстителем стал архиеп. Синайский Порфирий. Святогробское братство рассчитывало опереться на финансовую и политическую поддержку греч. правительства Э. Венизелоса, к к-рому был близок давний враг Дамиана - Мелетий (Метаксакис), в то время архиеп. Афинский (1918-1920). Братство обращалось за поддержкой и к брит. главнокомандующему на Ближ. Востоке ген. Э. Алленби, однако он встал на сторону Д. и в конце дек. 1918 г. вернул его в Иерусалим. После падения правительства Венизелоса и низложения архиеп. Мелетия в нояб. 1920 г. Святогробское братство лишилось внешней опоры и окончательно капитулировало перед Д.
Патриарх сумел подавить внутреннюю оппозицию, но его финансовое положение оставалось плохим. Д., осознавая свою зависимость от расположения брит. властей, демонстрировал им лояльность. Это выражалось, в частности, в сближении Патриарха с англикан. Церковью. В 1923 г. Иерусалимский Патриархат признал законность англикан. иерархии. В 1925 г. Д. посетил Лондон по случаю празднования 1600-летнего юбилея I Вселенского Собора.
Напряженность в отношениях греч. клира и араб. паствы сохранялась и в 20-х гг. ХХ в. Арабы убедились, что Д.- такой же приверженец сохранения греч. характера Патриархата, как и его противники в Синоде. После войны национальное движение арабов-христиан нашло широкую поддержку у мусульман Палестины. Арабо-греч. спор перестал быть конфликтом в рамках замкнутой религ. общины и приобрел общепалестинское значение. Так, на VI Арабском Палестинском Конгрессе православные и мусульмане вместе обсуждали проблему греч. гегемонии в Патриархате, продажу церковных земель иудеям и др. вопросы. Собравшийся в Яффе в 1923 г. Конгресс правосл. арабов вновь требовал допуска арабов в состав Святогробского братства. Патриархия отклонила эти притязания. В 1925 г. положение в Иерусалимской Церкви изучала офиц. брит. комиссия Бертрама-Юнга, выступившая с компромиссными предложениями по реформированию церковного устройства. Однако греко-араб. противостояние не прекращалось.
В последние 2 года жизни Д. из-за тяжелой болезни отошел от дел, Церковью управляла специальная Чрезвычайная комиссия.